Толстой Л - Война и мир. (фрагм. 2-го выпуска чит. Д.Журавлев)

 
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
ВОЙНА И МИР,

фрагменты

Отъезд Ростовых из Москвы
Встреча Наташи и раненого князя Андрея в Мытищах

Читает Дмитрий Журавлев
Звукорежиссер Н. Чибисов а. Редактор Е. Лозинская

Погружаясь в Толстого, я каждый раз перестаю ощущать написанное ни как произведение искусства. Тут — сотворение мира! Это нечто - совсем особенное. Огромное и прекрасное!..
Д. Ж у р а в л е в

В звучащей антологии русской классической прозы, созданной Дмитрием Николаевичем Журавлевым, произведений Льва Толстого составляют ярчайшие страницы. Лев Толстой проходит через всю творческую биографию артиста. Первая композиция — «Петя Ростов» по роману «Война и мир») — была прочитана им с эстрады в 1935 году. И по сегодняшний день, произведения великого писателя входят в программы Д. Журавлева. Более полувека работы над Толстым, изучение его, погружение в мир его мыслей, погружение полное и вдохновенное, столь свойственное творчеству замечательного артиста!.. То, как выстраивает Д. Журавлев свои программы, какие фрагменты выбирает, — подлинное искусство. Дня него, страстно любящего «великое чудо литературы», важно прежде всего донести образный строй писателя, раскрыть его неповторимый мир. Поэтому работа над произведениями Толстого всякий раз ста¬вила перед артистом, как ему казалось, задачу особой, почти непреодолимой сложности. Вся фрагменты, на которые сосредотачивает Д. Журавлёв свое внимание, раскрывают характеры Толстого объёмно, в разных жизненных поворотах, отражают самоё зерно философских рассуждений писателя, его морально-этических обобщений, духовных поисков. Так во фрагменте «Петя Ростов» основной для Журавлева стала мысль об исцеляющей, всепобеждающей силе любви. Следующим после «Пеги Ростова» в работе над прозой писателя был отрывок «Наполеон и Кутузов на Бородинском поле». Исполнять его Д. К Журавлев начал в первые месяцы Великой Отечественной войны. Читать Толстого в эти грозные и тревожные для России годы, было его неодолимой душевной потребностью, которая нашла живейший отклик в сердцах слушателей. «В эти дни, — вспоминает артист, — голос Толстого был необычайно современен. Возникало впечатление, что он присутствует среди нас». Почти вековая давность написанного не ощущалась, столь современна была убежденность Толстого в непобедимости русского воина, вера в силу духа народа. Эта современность Толстого, необходимость его могучего слова для слушателя (и в те годы особенно) привела Журавлева к новой работе — «Андрей Болконский».
В программе три отделения: «Князь Андрей на Аустерлицком поле», «Роды и смерть маленькой княгини» и «Поездка Болконского в Отрадное». Почему артист выбрал именно эти фрагменты романа? «Словами Толстого, — пишет он, — мне хоте¬лось сказать, что, несмотря на трагические события, которыми были полны дни Великой Отечественной войны, несмотря на страшные крушения и катастрофы в судьбах людей, извечная сила жизни, беспрерывное её обновление таковы, что они все побеждают. Жизнь не прекращается и возвращает людям веру в возмож¬ность возрождения». Премьера программы «Андрей Болконский» состоялась зимой 1943 года в Москве. «Шла война, — вспоминает артист. — Было много горя. Москва была за¬темнена, но, может быть, никогда люди не тянулись так к искусству, к его спасающей силе. И Толстой пе¬реплавлялся в них в свое, выстраданное, во что-то очень важное и нужное в это суровое время». Однажды в 1943-м после концерта к артисту подошел на улице незнакомый человек и сказал: «Товарищ Журавлев! У меня в Ленинграде погибла в блокаду вся семья. Вот уже год я не сплю. Вчера, после вашего концерта я тоже не спал, но в первый раз я думал о том. что как исчезли корявые болячки и раны у старого толстовского дуба, а на их месте выросли новые, зеленые листья, так и ко мне, может быть, еще вернется жизнь».
Программа «Андрей Болконский» читалась много раз а годы войны и в Москве, и в разных городах Союза. Читалась много лет спустя, читается и сейчас. И каждый раз слушатели испытывают огромное чувство благодарности к мастеру, открывшему для них вновь мудрость и свет великого писателя.
К 150-летию со дня рождения Льва Толстого артист исполняет новые фрагменты из «Войны и мира» — «Отъезд Ростовых из Москвы», «Встреча Наташи и ра¬неного князя Андрея в Мытищах». Журавлев продолжает сюжетную линию любимых героев, глубоко и бережно проникая в их сложный духовный мир, и эти эпизоды, как всегда в звучащем слове мастера, обретают для нас новую жизнь.
Д. Н. Журавлев — художник, безгранично верящий в очистительную силу литературы, в ее неисчерпаемые глубины, в ее необходимость для людей, безгранично, непоколебимо верит он и в то, что единственное сред¬ство воздействия артиста-чтеца — слово, насыщенное мыслью и образами.
Являясь своеобразным художником-исследователем, он выносит увиденное и понятое им в произведе¬нии своим слушателям, каждый раз творя перед ними заново сотворенный писателем мир, приобщая слуша¬телей ко все новым глубинам мысли, тайнам психоло¬гии... Наполнив текст Толстого своим воображением, претворив его в произведение литературы звучащей, артист создавал и создает программы огромной силы, потрясающие не только рядовых слушателей, но и таких искушенных, каким был, например, замечательный артист Владимир Яхонтов. В своей книге «Театр одного актера» (утверждая силу искусства «зримого слова», основанного на полном уважении и доверии к ли¬тературе) Яхонтов писал о Журавлеве: «Дуб и лес вокруг дуба, как описывает Толстой в «Войне и мире», может исполнить только мастер художественного слова... И неба такого, как у Толстого, неба, когда Болконский падает раненый, — такого неба в театра мы не увидим. Оно возможно только в описании Толстого, значит, только в искусстве художественного чтения воплотимо». Поэтому и считал Яхонтов эти страницы в исполнении Д Н. Журавлева «драгоценнейшим изде¬лием» искусства звучащего слова.
О.М.Итина