Бондарев Ю. - Мгновения. Мозаика человеческой жизни - (ЛР), (исп.: Владимир Ларионов), (Зап.: 1983г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия" - литературная композиция по новеллам советского писателя Юрия Бондарева -
- (1) - Мгновение Мгновения.
- (2) - Мать.
- (3) - мать.
- (4) - Вдова.
- (5) - Схимник
- (6) - Красота.
- (7) - Первая любовь.
- (8) - Ожидание.

Мгновения - Сборник, 1978 год

Юрий Васильевич Бондарев (15.03.1924г., г. Орск - 29.03.2020г., г. Москва) - русский советский писатель и сценарист, член Союза писателей СССР, общественный деятель, занимал различные должности в правлении СП СССР и СП РСФСР, с 1971 года - первый заместитель председателя правления Союза писателей РСФСР, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации. C 1990 по 1994 год - председатель Союза писателей РФ. Участник Великой Отечественной войны. Капитан, командир батареи. Герой Социалистического Труда (1984). Кавалер двух орденов Ленина (1971, 1984), лауреат Ленинской (1972), двух Государственных премий СССР (1977, 1983), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1975) и Государственной премии РФ им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в области литературы и искусства (2014). Почётный гражданин города-героя Волгограда (2004).
_____________________

Владимир Андреевич Ларионов (1913г., Гатчина, Царскосельский уезд, Санкт-Петербургская губ. - 05.02.1987г., г. Ленинград) - советский актёр театра, мастер художественного слова, педагог, народный артист РСФСР.

Редактор - Владимир Заветный.
Звукорежиссёр - Геннадий П. Любимов.
Исполнение музыки - Иосиф Лифшиц (фортепиано).
Музыка (использ.) - Сергей В. Рахманинов, Иоганн Брамс, Людвиг ван Бетховен.

Иллюстрации:
Ю.Бондарев
В.Ларионов

P. S.:

Народный артист РСФСР Владимир Андреевич Ларионов - один из ведущих мастеров ленинградской школы художественного чтения. Её отличают строгий вкус при отборе литературного материала, безупречность стиля и высокая гражданственность, столь свойственная русскому театральному искусству. В.А. Ларионов пришёл на концертную эстраду уже сложившимся драматическим артистом. К тому времени на театральной сцене им были сыграны многие роли классического и современного репертуара, свидетельствующие о широте его актёрского диапазона: Лестер («Мария Стюарт» Ф. Шиллер). Герцог («Мера за меру» В. Шекспир), Протасов («Дети солнца» М. Горький), Константин («Дети Ванюшина» С. Найденов), Молчалин («Горе от ума» А. Грибоедов), Дзержинский («Кремлевские куранты» Н. Погодин), Кондратенко (инсценировка романа А. Степанова «Порт-Артур»), и др.. Первые выступления Ларионова-чтеца состоялись в годы войны на Дальнем Востоке. Ларионов работал тогда в Ленинградском Новом театре (ныне - театр им. Ленсовета) и участвовал в шефских концертах, с которыми артисты выступали перед моряками Дальневосточного флота. В 1948 году Владимир Ларионов (в ту пору артист Ленинградского государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина) впервые представил на суд слушателей программу, созданную по рассказам Александра Грина. Следующей его работа была композиция по роману Э. Войнич «Овод». Она-то и решила дальнейшую судьбу Ларионова - отныне он всецело посвящает себя художественному слову. Творческая жизнь чтеца на литературной эстраде нераздельно связана с режиссером Е.Н. Смирновой, с которой им созданы самые значительные работы. Вот далеко не полный перечень программ Ларионова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Блок Бунин, Мопассан, Хемингуэй, вечера советской поэзии. Поэтическая антология Ларионова «Страницы русской лирики», включающая в себя стихи многих поэтов - от Державина до Пастернака, носит благородный просветительский характер, - она невольно заставляет вспомнить знаменитые строки В. Жуковского:
О малых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были.

Это бережное, трепетное («с благодарностию») отношение проходит через все вечера Ларионова, в которых звучат бессмертные творения мировой литературы «Божественная комедия» Данте и сонеты Петрарки, «Фауст» Гете и лирика Гейне. Тончайшая проза Бунина и новеллы Мопассана. Исполнение Ларионова проникнуто острым духом современности, будь то классика или произведения XX века. Тема ответственности, таланта перед обществом объединяет казалось бы, столь далёкие друг от друга произведения, как «Портрет» Гоголя и «Снег Килиманджаро» Хемингуэя. Показывая крушение личности художника в «Снегах Килиманджаро», Ларионов в то же время вскрывает душевные муки героя, который вершит над собой высший суд. Потому и смерть его принимается как искупление. Тему «художник в обществе» Ларионов продолжает исследовать и в повести Гоголя «Портрет». Для артиста это не просто обращение к одному из значительнейших произведений русской классики, но стремление его как художника, прошедшего достаточно длинный путь в искусстве, напомнить об ответственности таланта перед своей эпохой. Обращение артиста к философским этюдам Юрия Бондарева «Мгновения» неслучайно. И для писателя, а вслед за ним и для чтеца - это произведение во многом итоговое, Ю.В. Бондарев принадлежит к поколению, чья юность была опалена войной. Он вошел в литературу одновременно с В. Быковым, Г. Баклановым. В. Носовым, В. Астафьевым, В. Курочкиным. «Все мы, писатели-фронтовики, вышли из бондаревских «Батальонов», - писал В. Быков. «Батальоны просят огня» - второе крупное произведение писателя, которому предшествовала повесть «Юность командиров». Накопленного на войне было много. С короткими перерывами выходили его романы и повести «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Родственники». Особенность дарования Бондарева точно определил критик В. Чалмаев, назвав его «лирическим летописцем военного времени». Действительно, фронтовой прозе Бондарева свойствен напряженный, порой скрытый лиризм, который всецело захватывает читателя, делая его соучастником происходящих событий. Об одном на своих героев Бондарев писал: «Судьба наказала его памятью и ответственностью». Память и ответственность, черты, извечно присущие русской литературе, завещанные ей еще автором «Слова о полку Игореве», - основная тема произведении Бондарева. «Берег» - философский роман о творчестве, и в то же время это книга о войне. Обе темы сливаются в единую - тему взаимопонимания, без которого человеческое существование невозможно. Судьбы, искалеченные войной, - тема романа «Выбор». Искуплением за содеянные трагические ошибки иногда становится жизнь, и человек сам назначает цену. В этом - высшая истина. Герои Бондарева идут к ней чаще всего дорогами войны, как шел и сам писатель. «Вся моя биография» - говорит Бондарев, - как и биография моих сверстников, пронизана войной. Но что прочнее всего врезалось в память? Баталии ? Нет, слава богу, они не заслонили людей. Знаете, что пронзительнее и ярче я помню ? Лица, бесконечная череда лиц и голоса людей». Лица и голоса людей, их биографии, их судьбы... Об этом короткие лирико-философские этюды «Мговения», спрессованные писателем в «мозаику человеческой жизни». Бондарев заставляет ценить эти мгновения. О мгновениях духовных взлетов, способных иногда осветить целую жизнь, напоминает нам писатель. Вечные проблемы бытия и искусства - любовь, творчество, детство, смерть - проходят в этом своеобразном произведении, запечатленные то как беглые зарисовки, то как житейские истории, то как притчи. «Что больше объединяет людей - любовь или искусство? Не синонимы ли это ?» - вопрошает писатель. Пожалуй, в русской литературе это синонимы. Это имел в виду Горький, говоря о великой щедрости отечественной литературы и ее создателей. «Сердце русского писателя было колоколом любви». Ассоциативность «Мгновений» Бондарева позволяет ощутить непрерывность гуманистических традиций искусства. Этим отмечена работа В.А. Ларионова, привнесшего в литературный материал свое, личное, что выразилось и в кратких стихотворных эпиграфах на Тютчева, Блока, Пастернака, и в музыке Бетховена, Брамса. Рахманинова, которая звучит в этой программе. На этот раз артист отказался от роли интерпретатора, и превратился в читателя Юрия Бондарева, признательного в благодарного ему за воскрешение высоких истин, без которых невозможна человеческая жизнь, как невозможно искусство без борьбы за эти истины, к которым разными путями идут люди. - Галина Коваленко -