Гоголева Е. - Монологи и сцены из спектаклей репертуара Малого Театра - (вед.: автор), (часть 1-я из 6-ти)

 
Елена Николаевна Гоголева (25 марта [7 апреля] 1900г., г. Москва - 15 ноября 1993г., г. Москва) - советская российская актриса театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Артистка Малого театра в 1918-1993 гг. Герой Социалистического Труда (1974). Народная артистка СССР (1949). Лауреат трёх Сталинских премий (1947, 1948, 1949).
_________________________

Малый театр - старейший русский драматический театр в Москве, играющий выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры. Его история начинается совсем не со дня открытия известного нам сегодня Малого театра 14 (26) октября 1824 года. Начинается она гораздо раньше, когда мысль об учреждении в Москве "императорской" труппы была изложена в докладе 1805 года главного директора театров А.Л. Нарышкина. Его "доклад" был поддержан, и в 1806 году была составлена московская труппа. В течение 18 лет спектакли московской труппы шли то в доме Пашкова на Моховой, то в доме Апраксина на Знаменке, то в театральном здании у Арбатских ворот. В 1824 году их перенесли в дом Варгина на Петровской (ныне Театральной площади), в то самое здание, которое и получило название Малого театра. Все эти долгие годы были как бы подготовительными для будущего расцвета - неуклонно происходило собирание актёрских сил. Малый театр воспринял все богатое театральное наследие прошлого века - ведь ещё и в первой четверти XIX столетия на московской сцене игрались комедии "российского Расина", первого драматурга - Сумарокова. Расцвет актёрского искусства Малого театра теснейшим образом связан с мощным взлётом русской драматургии XIX века. Связь театра с русской драмой всегда была прочной. В середине XIX века Малый театр обладал лучшей драматической труппой в стране. Представителями её старшего поколения были - основоположник реалистической актёрской школы М.С. Щепкин и водевильный комик В.И. Живокини. Заметное место в актерском сообществе занимали ученики Щепкина: И.В. Самарин, С.В. Шумский, которого Станиславский по артистичности и отточенности мастерства сравнивал с французом Кокленом. Быстрым и блистательным творческим ростом был отмечен актерский путь выученика Московского театрального училища С.В. Васильева и П.М. Садовского. В женском составе театра в 50-е годы блистала Л.Н. Никулина-Косицкая - актриса яркая, эмоциональная. Она первая сыграла на сцене Малого Катерину в "Грозе" Островского. Одарённая Е.Н. Васильева, прекрасная характерная актриса Н.М. Медведева, талантливая "комическая старуха" С.П. Акимова, Н.В. Рыкалова, а позже прославленная Г.Н. Федотова, блистательная О.О. Садовская - все они составили неповторимое созвездие труппы Малого театра. 1850-1860-е гг. XIX века - это новый этап в становлении русского актёра и русской драматургии. В 1880-1890-е гг. XIX века Малый театр по-прежнему оставался ведущим театром страны. Он обладал первоклассным артистическим составом. На его сцене в то время играли - И.В. Самарин, С.П. Аникина, Н.В. Рыкалова, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, Н.А. Никулина, Н.М. Медведева, А.П. Ленский, Н.И. Музиль, О.А Правдин. В театр пришел К.Н. Рыбаков, А.И. Южин. Из Петербурга был переведен на роли драматических любовников Ф.П. Горев. Окончив училище, на сцену Малого поступила Е.К. Лешковская. В 1890-е гг., окончив драматические курсы, в театр пришли Е.Д. Турчанинова, Е.М. Садовская, В.Н. Рыжова, И.А. Рыжов, Н.К. Яковлев, П.М. Садовский, А.А. Остужев. Расцвет театра в 1830-1840-е гг. связан с именами Мочалова и Щепкина, в 1850-1860-е гг. - Островского и Прова Садовского, то 1880-е гг. ознаменованы героическим искусством М.Н. Ермоловой. Мария Николаевна Ермолова (1853-1928) была крупнейшей трагической актрисой конца XIX века. Дочь суфлера Малого театра, она росла в обстановке страстного почитания национальной сцены. Она знала Москву и знала свою Россию. Она служила своим искусством добру, свободе, красоте и правде. Она довела форму актерского искусства до предельной, гениальной "пушкинской" простоты. В первые годы после революции 1917 года театр переживал труднейший период. Нужно было бороться за свое искусство, за свое звание лучшего театра страны со всеми, кто объявил традиционные старые театры "академическим старьем". Театр по-прежнему ставил классику. Но театр должен был ставить и произведения современной драматургии. Монументализм, принципы реализма, усиление идейного, "социально-значимого" репертуара во многом были связаны с обязанностями искусства "служить народу". Но Малый театр всегда служил русскому народу. А все успехи театра этого периода, как и в дальнейшем, были связаны с его актёрами. И с талантливой, убедительной, живой актерской игрой. На сцене театра продолжали играть А.А. Яблочкина, В.О. Массалитинова. Е.Д. Турчанинова, В.Н. Рыжова, М.М. Климов, П.М. Садовский, а также артисты, пришедшие из других театров: Н.М. Радин, М.М. Блюменталь-Тамарина, Н.Н. Рыбников, М.И. Царев, Д.В. Зеркалова, И.В. Ильинский. Все ярче раскрывались творческие дарования В.Н. Пашенной, Е.Н. Гоголевой, Н.А. Анненкова, Н.И. Рыжовой. В конце XX века труппа театра насчитывала более 100 человек (общее число работников театра - более 700). В Малом начала 1990-х гг. служили известные всей стране артисты - Е.В. Самойлов, Э.А. Быстрицкая, Т.П. Панкова, А.И. Кочетков, И.В. Муравьева, А.Я. Михайлов, Ю.И. Каюров, В.П. Павлов, Э.Е. Марцевич, В.М. Соломин, Л.В. Титова, О.А. Чуваева, Л.Н. Щербинина, Н.П. Швец, А.Н. Анохин, В.В. Бунаков, И.В. Иванова, С.А. Коршунов, Л.А. Пашкова и многие, многие другие.

Иллюстрации:
- интерьеры зрительного зала Малого театра и памятник А.Островскому на Театральной площади перед зданием Малого театра
- Е.Гоголева