Пушкин А., Державин Г., Багрицкий Э., Маяковский В., Мопассан Г., Андерсен Х. - Стихи и проза - (читает Антон Шварц)

 
- (1) - Евгений Онегин (фрагменты 1-й главы и "Путешествия Онегина")., А.С. Пушкин
- (2) - Полтава, (фрагменты поэмы )., А.С. Пушкин
- (3) - К Чаадаеву., А.С. Пушкин
- (4) - Погасло дневное светило Зимняя дорога., А.С. Пушкин
- (5) - Бесы., А.С. Пушкин
- (6) - Дорожные жалобы., А.С. Пушкин
- (7) - Зимнее утро., А.С. Пушкин
- (8) - Я памятник себе воздвиг нерукотворный., А.С. Пушкин
- (9) - Персей и Андромеда., Г.Р. Державин
- (10) - Снегирь., Г.Р. Державин
- (11) - Цыганская пляска., Г.Р. Державин
- (12) - Весна., Э.Г. Багрицкий
- (13) - Внимательное отношение к взяточникам., В.В. Маяковский
- (14) - Менуэт (франц.: Menuet) - Рассказ, Ги де Мопассан
- (15) - Самое невероятное (дат.: Det Utroligste) - Сказка, Х.К. Андерсен

Антон Исаакович Шварц (24 января (5 февраля) 1896г., г. Екатеринодар - 21 февраля 1954 г., г. Ленинград) - советский артист эстрады, мастер художественного слова, декламатор. Заслуженный артист РСФСР (1947). Лауреат Первого Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова (1937).

Иллюстрации:
А.Шварц

P.S.:

Творчество Антона Шварца - яркая страница в истории искусства художественного чтения. «За двадцать пять лет работы, - писал Ираклий Андроников, - он создал 28 программ, из которых едва ли не каждая являлась важной не только в его собственном творчестве, но и в развитии жанра. Были у него программы, посвященные великим поэтам и классикам прозы. Целыми вечерами исполнял он Пушкина, новеллы Мопассана или андерсеновские сказки. Особый вечер посвящен был поэме Навои «Фархад и Ширин», особый - английским балладам. Двадцатый век представляли в его программах Блок, Есенин, Маяковский, Багрицкий... Впрочем, трудно перечислить всех советских поэтов, чьи стихи он читал в продолжение четверти века: все жанры были представлены в его творчестве - лирика, эпиграммы, баллады, поэма в прозе «Мертвые души» и роман в стихах «Евгений Онегин», гоголевская фантастика, лесковский сказ, торжественный стих Державина, скорбные строфы Лермонтова, философские раздумья Гете, Тютчева, Баратынского, чеховская ирония, публицистика наших дней, очерки... То делал он вечер одного произведения, то - одного автора, то - одной темы или поэзии целого народа, то звучал прошлый век, то - день нынешний. Шварц чутко откликался на потребность дня, но не выпустил ни одной работы, которая не выражала бы его вкусов, его художественной потребности. И каждый раз избранная им тема становилась его собственной темой. И каждый раз обнаруживалось новое - очень точное и очень тонкое понимание вещи». В столь разноплановом и многогранном творчестве артиста Пушкин занимал особое место. «Пушкиниана» А. Шварца огромна: «Граф Нулин», «Медный всадник», «Полтава», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин» (фрагменты звучали с эстрады и полный текст романа был прочитан по радио), «Метель», «Пиковая дама», «Египетские ночи» (фрагмент), десятки лирических стихотворений... - и это еще не полный перечень. Изящество онегинских строф, тончайший подтекст знаменитых лирических отступлений, темпераментный и в то же время строго подчиненный стиху напор в строках Полтавского боя, удивительно музыкальное звучание лирики - «Погасло дневное светило», «Зимняя дорога», где так пленительно скромно выявлена мелодическая основа и трагическая напряженность, смятенность «Бесов», роковой смысл которых раскрыт главным образом через поразительно схваченный (услышанный!) артистом завораживающий ритм... - все это и многое другое скрыто в его «Пушкиниане». Над произведениями Пушкина А. Шварц работал с огромной радостью и высоким чувством ответственности, каждый раз открывая для себя нечто новое, наиболее близкое. «У Пушкина в необычайной гармонии объединено интеллектуальное начало, как ведущее, с исключительно строгой и точной формой, - писал он. - В пушкинских стихах мирно и гармонично сосуществует огромное количество мыслей, и всякая попытка отдать преимущество одной мысли перед другой будет искажением целого». Антон Шварц говорил, что «работа над Пушкиным отличается от работы над большинством других авторов одним специфическим ощущением. Это ощущение - глубокая уверенность в том, что в тексте нет ни одного случайного слова, что для каждой мысли автором найдено наиболее полное, точное выражение... Над пушкинским текстом можно работать, как работает физик над явлением природы, в полной уверенности, что в основе его лежит не произвол, а сложная закономерность. Это дает очень большую творческую радость». Для Антона Шварца Пушкин был «необычайно глубоким и живым современником», для которого свойственно «сочетание высокого поэтического мастерства и гениального ощущения жизни как целого, состоящего из множества конкретных реальностей...» А. Шварц читал стихи превосходно. Ему в высшей степени было свойственно глубокое ощущение фактуры стиха, его звукописи, которую он никогда нарочито не подчеркивал, но слышал всегда превосходно. Исполнительские средства А. Шварца были чрезвычайно разнообразными, и пользовался он ими виртуозно. Ораторская, приподнятая интонация кованых звучных строф Державина в «Персее и Андромеде», пышность и многообразие ритмов его «Цыганской пляски» и торжественный лиризм «Снегиря». Романтическая страстность Багрицкого, размах литых и в то же время разговорных, иронических строк Маяковского... Какое безупречное ощущение стиля и Формы ! Свидетельством огромного диапазона этого большого художника могут служить новелла Мопассана «Менуэт», покоряющая элегантностью, пастельной тонкостью письма, и завершающая это собрание мудрая сказка Андерсена «Самое невероятное» о нетленности подлинного искусства! Впервые сказка была исполнена А. Шварцем в 1938 году. В своей статье, относящейся к этому периоду, А. Шварц писал, что сказка «Самое невероятное» должна прозвучать «как приговор фашистскому варварству и призыв к защите культуры». Мысль Андерсена о том, что произведения искусства не умирают, звучит в этой сказке глубоко знаменательно, как аккорд, завершающий размышление о творчестве Антона Шварца - знатока. ценителя, пропагандиста литературы. Слушая его чтение сегодня, мы верим, что, вопреки всему, произведения подлинного искусства бессмертны. - О.М. Итина -