Андроникова И. - Кузнец. - (цыганская сказка), (ЛР), (исп.: неизвестен), (Зап.: 1962г.)

 
Цыганская народная сказка в пересказе Инги М. Андрониковой из её сборника сказок "Сказки идущих за солнцем".

... говорят, что цыгане с мастерством владеют огнём и металлом. Издавна их кузнецы славятся по всему миру. Злые люди даже бранятся, а некоторые называют это умение цыганским талантом. Сколько радости, добра и красоты может понести один человеческий талант, если он служит людям. И сколько зла он в состоянии сотворить, когда забывает о них. Послушайте же рассказ о таланте. О том, что куёт его могущество и бессилие, большой его почёт и бесславие ...
__________________________

Инга Михайловна Андро́никова (29.09.1937г., г. Ленинград - 03.10.1994г., г. Санкт-Петербург) - цыганский этнограф, исследователь и собиратель фольклора и мифологии русских цыган. В советское время подверглась травле, предположительно, в связи со своими исследованиями. В 1955 году Андроникова окончила среднюю школу № 239 (Ленинград). Через несколько лет Инга поступила на заочное отделение факультета журналистики Ленинградского университета, которое окончила в 1964 году. И.Андроникова защитила диплом по теме «Из истории печати цыганского народа 1920-х-1930-х гг.». Для написания диплома Инга изучила большое количество литературы, периодики и агитационных материалов на цыганском языке, выходивших в СССР. Итогом этой работы стала библиография «Литература на цыганском языке», содержащая перечень книг и статей по темам, составленный по фондам Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Машинописный экземпляр библиографии в настоящее время хранится в отделе национальных литератур Российской национальной библиотеки, а рабочая картотека по цыганской литературе поступила в Российский институт истории искусств в составе архива Андрониковой. В 1963 году Андроникова, под псевдонимом Инда Романы́-Чай (то есть «Цыганочка»), опубликовала сборник «Сказки идущих за солнцем», написанный по мотивам цыганского фольклора. Вступление к сборнику написал Лев В. Успенский. Сказки этого сборника имели успех. На них был опубликован положительный отзыв в журнале «Звезда» (№11, 1963). Несколько сказок были записаны на Ленинградском радио профессиональными чтецами. В качестве музыкальных заставок в этих студийных записях использовались песни и инструментальные композиции в исполнении цыганского хора под руководством Алексея В. Дулькевича-старшего. И.Андроникова проводила этнографические экспедиции по европейской части РСФСР. В 1967-1969 гг. Андрониковой был собран статистический материал по 27 областям европейской части РСФСР, был систематизирован научный материал для защиты диссертации, но защита не состоялась. В Институте этнографии у Андрониковой возник серьёзный конфликт. На Андроникову регулярно писали докладные, в которых обвиняли её в «недостойном поведении». Когда она заболела воспалением лёгких, в Институте ей оформили прогулы. В декабре 1973 года Андроникова была уволена по сокращению штата. Инга Андроникова отстаивала свою научную тему - писала в отдел науки ЦК КПСС и в Совет Министров РСФСР. Она просила позволить ей продолжить изучение культуры цыган и неоднократно настаивала, что может подготовить к изданию несколько книг. Вскоре после отправки писем, в мае-июне 1974 года, в доме Андрониковой проходит обыск. Большая часть архива (касающаяся полевых исследований, записей о собственной культуре цыган, а также документы матери Инги) была изъята, при этом остались исследования по цыганской периодике. От стресса Инга Михайловна тяжело заболела, у 37-летней женщины стали отказывать ноги, а потом начались мозговые нарушения. Последние двадцать лет жизни она страдала тяжёлой формой нервного расстройства. 3 октября 1994 года Инга Михайловна скончалась.

Примечание:
- Мать Инги, Екатерина Васильевна, урождённая Николаева, 1905 года рождения, так же, как впоследствии её дочь, собирала цыганский фольклор. Сама Инга начала общаться с ленинградскими цыганами в 1948 или 1949 году.
- В пословицах из собрания Андрониковой отображены несколько исторических периодов, начиная с реалий царской России и заканчивая хрущёвскими временами.
- Основным информатором Инги Михайловны была кочевая, но грамотная цыганка, хорошо знакомая с родной культурой, Ольга Васильевна Иванова-Цыбульская.
- Тётя Инги Михайловны, сестра её матери, Надежда Васильевна Новицкая (Николаева) также собирала цыганский фольклор.
- Благодаря своему полу Николаевым и Андрониковой удалось записать уникальный пласт фольклора, недоступный прочим исследователям (мужчинам). Они записали пословицы, песни и сказки, имеющие хождение только среди цыганских женщин.
- Юной Инге посвящал стихи цыганский мальчик-поэт по имени Коля. Ныне член Союза журналистов, Союза писателей России, Заслуженный работник культуры РФ поэт Николай Александрович Василевский.
- Цыганолог Николай Бессонов на своём сайте написал: «... Если и есть что-то истинное в знаменитой булгаковской фразе: „Рукописи не горят“ - то это именно об архиве Инги Андрониковой ...».