Соколов В. - Стихи - (читает автор)

 
Запись с грампластинки всесоюзной студии грамзаписи "Мелодия" - стихи читает их автор: Владимир Соколов -
- (1) - Как я хочу, чтоб строчки эти
- (2) - Памяти товарища
- (3) - Старые церкви Болгарии
- (4) - Венок
- (5) - Пластинка должна быть хрипящей
- (6) - На влажные планки ограды
- (7) - Снег в сентябре
- (8) - Новоарбатская баллада
- (9) - Нет сил никаких улыбаться
- (10) - Мне нравятся поэтессы
- (11) - Спасибо, музыка
- (12) - Сальери
- (13) - Цикады
- (14) - Попробуй вытянуться
- (15) - Ты плачешь в зимней темени
- (16) - Указ Петра
- (17) - Родные стены

Владимир Николаевич Соколов (18.04.1928г., г. Лихославль, Тверская обл. - 24.01.1997г., г. Москва) - советский и российский поэт, эссеист и переводчик. Лауреат Государственной премии СССР (1983). Первые стихи были написаны Владимиром Соколовым в возрасте 8-ми лет. В старших классах школы Соколов с другом Давидом Ланге издаёт несколько рукописных журналов: «XX век» (1944) и «На заре» (1946). В это же время посещает литературный кружок советской поэтессы Елены Благининой. По рекомендации Благининой и профессора Л. И. Тимофеева в 1947 году Соколов принят в Литературный институт им. М. Горького (семинар поэта Василия Казина). Литературный институт Соколов окончил в 1952 году. Первое стихотворение Соколова «Памяти товарища» было опубликовано в газете «Комсомольская правда» 1 июля 1948 года. Первая книга стихов Соколова вышла в 1953 году под заглавием «Утро в пути».

Иллюстрации:
В.Соколов

P. S.:

Так бывает не только, когда соловей поет. Поэзия тоже искусство пауз. Однако научиться такому искусству невозможно. Это врожденный дар, связанный прежде всего с характером мышления. Поэтический характер мышления - главная черта всего творчества Владимира Соколова. Когда началась война, поэту было лет двенадцать. Совпали два времени - детства и войны. Все вокруг спешило: время, люди, стихи. Чтобы поэзия уцелела, необходимо было замедлять шаг. Это удавалось немногим. Владимиру Соколову удалось. В этом инстинкт самосохранения его поэзии. Между тем именно В. Соколов никогда не писал в своих стихах о том, что спешить - вредно, а суетиться - бесполезно. Он вообще избегал нравоучений, уповая на правду языка, ибо понимал, что в поэзии одной правдой жизни не обойдешься. Его представлениям о мире присуща целостность. Новые стихи нерасторжимо связаны с самыми ранними. Термин «развитие» здесь не пригоден. Это скорее обогащение представлений, возникновение новых граней поэтического мира. В соответствии с этим и отношение к слову по сути неизменно. В. Соколов всегда, с самого начала, обращался со словом трогательно робко, как бы стыдясь оскорбить строку оглушительной рифмой или преувеличенным ритмическим ходом. Мускулатура его ритма - трудовая, незаметная, предназначенная для поднятия тяжестей, а не для демонстрации культуристской выпуклости бицепсов, которые сами по себе эффектны, но для трудной работы не годятся. Артистизм произведений Владимира Соколова - сугубо подчиненная сила, выражающая тело поэзии, а не ее душу. Однако строгое изящество стихов поэта отличимо в современной русской литературе с первого взгляда и звука, и обостренное чувство красоты, потребность в ней исходят постоянным веянием от сдержанных полнозвучных строк, а бескорыстие формы свидетельствует о подлинности содержания. Есть особая прочность поэтических основ: за двадцать творческих лет В. Соколова не одна волна всевозможных новаций накатывала на берег поэзии. Даже более старшие поэты испытывали на себе их влияние. Владимир Соколов всегда оставался самим собой, как бы не замечая ряби на воде. Ясное понимание великого смысла традиции - драгоценное качество поэзии Соколова. Его стихи внешне традиционные но ни на кого не похожи, то есть независимы. Напротив, их оригинальность коренится как раз в традиции, не позволяющей жизни и искусству расползтись, размякнуть, утратить стройность форм и естества. «Стихи надо читать монотонно», - говорила Анна Ахматова. В чтении Владимира Соколова есть какая-то пленительная монотонность, почти отрешенность от собственного текста. Он никогда не допускает развязности, позы, притворства, лишь изредка, в самых необходимых случаях прикасаясь к педали музыкального инструмента; не думая о впечатлении, бесстрашно произносит строку такой, какая она есть на самом деле.
- А. Межиров -