Кольцов А., Суриков И. - Стихи и песни - (исп.: Алексей Покровский)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия". Заслуженный артист РСФСР Алексей Покровский исполняет стихи русских поэтов Алексея Кольцова и Ивана Сурикова. Звучат в исполнении Алексея Покровского песни на стихи Алексея Кольцова и Ивана Сурикова.

1. Первая песня лихача Кудрявича (М. Балакриев - А. Кольцов)
2. Последний поцелуй («Обойми, поцелуй») (М. Балакирев - А. Кольцов)
3. Русская песня («В поле ветер веет») (народная - А. Кольцов)
4. Путь (народная - А. Кольцов)
5. Горькая доля («Соловьем залётным») (народная - А. Кольцов)
6. Лес (А. Гурилёв - А. Кольцов)
7. Раздумье селянина (А. Гурилев - А. Кольцов)
8. Не шуми ты, рожь (А. Гурилев - А. Кольцов)
9. Дума сокола (народная - А. Кольцов)
10. Ночка темная (народная - А. Кольцов)
11. Хуторок (народная - А. Кольцов)
12. Ответ на вопрос о моей жизни (А. Кольцов)
13. Детство (И. Суриков)
14. Утро в деревне (И. Суриков)
15. Косари (И. Суриков)
16. Загорелась над степью заря (И. Суриков)
17. Солнце утомилось (И. Суриков)
18. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина (народная - И. Суриков)
19. Что, удалый молодец (И. Суриков)
20. В дороге (И. Суриков)
21. В степи («Степь да степь кругом») (народная - И. Суриков)
22. Сон и пробуждение (И. Суриков)
___________________

Алексей Васильевич Кольцов (3 [15] октября 1809г., г. Воронеж - 29 октября [10 ноября] 1842г., Воронеж) - русский поэт. Родился в семье прасола (скупщика и торговца скотом), слывшего во всей округе честным партнёром и строгим домохозяином. С 9-ти лет Кольцов постигал грамоту на дому, проявив такие способности, что летом 1820 года поступил в первый класс двухклассного уездного училища, минуя приходское училище, а также подготовительный класс. Первоначальное его обучение отмечено успехами. По принятой шкале оценок он удостоен высшей - «остр». В пятнадцатилетнем возрасте Кольцов приобретает сборник стихов Ивана Дмитриева. Под влиянием поэзии Дмитриева, Кольцов начинает сочинять стихи. Кольцову, решившему встать на путь сочинительства, но не обладавшему для этого достаточными знаниями, нужен был литературный наставник. Такого наставника он нашёл в лице воронежского книготорговца Дмитрия Кашкина, который в начале 1820-х годов открыл первый в Воронеже книжный магазин. В 1831 году Кольцов знакомится с с Николаем Станкевичем. Благодаря ему стихотворение Кольцова «Русская песня» («Я затеплю свечу...») было напечатано «Литературная газета», во главе которой стояли Дельвиг, Вяземский, Пушкин. В 1835 года усилиями Станкевича и Виссариона Белинского был издан первый сборник стихотворений Кольцова «Стихотворения Алексея Кольцова», ставший единственным, изданным при жизни поэта.
___________________

Иван Захарович Суриков (25 марта [6 апреля] 1841г. дер. Новосёлово, Угличский уезд, Ярославская губ. - 24 апреля [6 мая] 1880г., г. Москва) - русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе, автор хрестоматийного стихотворения «Детство». Другое его стихотворение, «В степи», в народной переработке стало популярнейшей песней «Степь да степь кругом», как и стихотворение «Дубинушка».
___________________

Алексей Николаевич Покровский (01.03.1924г., г. Москва - 30.08.2009г., г. Москва) - советский и российский актёр, певец, Народный артист РСФСР. В 1945 году был принят в труппу МХАТа. В 1977 году покинул театр из-за расхождений во взглядах с Олегом Ефремовым. С конца 1940-х годов снимался в кино, в том числе в фильмах «Звезда» (1949) и «Верные друзья» (1954). Большую известность получил и как исполнитель песен и романсов. В 1960-1980-х годах исполнил на телевидении 12 музыкально-поэтических композиций, в которых были представлены лучшие стихи и песни эпохи в интерпретации артиста, аккомпанировавшего себе на малой венской семиструнной гитаре. Как минимум в пяти из этих фильмов-концертов, а также в трёх грампластинках А.Покровского, аккомпанемент (вместе с другими музыкантами) исполняет инструментальный ансамбль под управлением Анатолия Цадиковского. Лауреат телеконкурсов «Песня-74» («Песня о фабричном гудке») и «Песня-75» («Бери шинель, пошли домой»).

Иллюстрации:
А.Кольцов (1838). Фрагмент портрета работы А. К. Горбунова.
И.Суриков
А.Покровский

P. S.:

Заслуженный артист РСФСР Алексей Покровский - воспитанник мхатовской школы. Уже более 20 лет работает он в Московском Художественном театре, где сыграл целый ряд остро-характерных ролей. Глубоко и значительно выявился его лирический талант, высокая духовность и гражданственность его актерской позиции в концертных программах, с которыми А. Покровский выступает более 5 лет. Именно на концертной эстраде артист обрел свою тему. Это тема Родины, России, русского национального характера. А. Покровским созданы литературно-музыкальные композиции по произведениям С. Есенина, А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, Н. Некрасова, А. Кольцова, И. Сурикова. Алексей Кольцов и Иван Суриков... Два поэта-самородка, вышедшие из самых недр земли русской и на века воспевшие ее - кормилицу, страдалицу, бунтовщицу. Воронежский мещанин Алексей Васильевич Кольцов и сын крепостного крестьянина Иван Захарович Суриков привнесли в русскую поэзию нечто глубоко сокровенное, что веками жило в душе народа. Обоих природа наделила самобытной творческой силой, талантом правды и искренности в искусстве. Самым излюбленным жанром их была песня, выразительница всех печалей, горестей и надежд русского человека. Кольцов, а за ним и Суриков воспели Русь в ее первозданной красоте, возвеличили простого труженика, воплотив в его образе высокие нравственные, духовные идеалы. С Кольцовым в русскую поэзию «„.смело вошли и лапти, и рваные кафтаны и всклокоченные бороды, и старые онучи, - и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото», - писал В.Г. Белинский. Поэзия Кольцова и Сурикова близка Алексею Покровскому не только своей темой. Проникновенно и тонко артист ощущает своеобразие этой формы, этого стиля, живой русской речи. Композиции А. Покровского просты и скромны. Чтение стихов перемежается пением, и в этик контрастах выявляется и многообразие поэтических настроений, и богатство средств актерской выразительности. Рассказ о России артист ведет в импровизационной манере. Перед слушателем проходят картины труда и быта русского крестьянина, его дела и заботы и, как лейтмотив композиции,— тоска по счастью, по свободной лучшей доле. Удивительно мягко, задушевно читает и поет Покровский незатейливые, но до боли дорогие русскому человеку, песни. У него приятный лирический тенор, которым артист умело пользуется. В переливчатом звучании его голоса слышится то искренность и нежность, то гнев и отчаяние, то лукавство и хитринка. Теплотой и сердечностью окрашено исполнение известной песни А. Кольцова «Не шуми ты, рожь», драматизмом проникнута «Горькая доля». Лирическим откровением звучат «Степь да степь кругом» и «Тонкая рябина», вслушайтесь как неторопливо, в раздумье ведет артист мудрую исповедь, с какой чистотой и лаской раскрывает тему горькой любви. В интерпретации Покровского хорошо знакомая песня «Хуторок» воспринимается как законченная сценка из жизни русской деревни. Интонацией, фразировкой он рисует и удалого молодца, и вдовушку, и купца, и всю наивную прелесть обстановки. Исполняемые актером песни или романсы всегда чуть-чуть отличаются от привычного нам звучания, Покровский всегда привносит в них что-то свое, личное. В этом - своеобразие музыкального дара артиста, его такт, вкус, чутье к строю русской народно-песенной речи. Ведь исполнение народной песни не терпит жестких канонов, её пели и поют так, как подсказывает душа. В том же плавном, напевном ключе, что и песни, звучат стихи, к чтению которых артист переходит естественно и свободно. Здесь в его исполнении особенно привлекают тонкий психологизм и высокая культура речи - характерные черты мхатовской школы. В этой гармонии врожденной музыкальности и актерского мастерства заключается секрет обаяния и успеха Алексея Покровского на концертной эстраде. - Г. Панфилова -