Ульянов Д.И - Любовь к музыке (воспоминания чит.А.Кторов)

 
Д. И. УЛЬЯНОВ
ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ
воспоминания
Читает Анатолий Кторов

Каждый большой, по-настоящему талантливым человек остается не только в исто¬рии своей страны. Он действительно велик и талантлив и в обыкновенной жизни. Поэтому так долго помнят о нем, так бе¬режно, стараясь сохранить любую деталь, передают рассказы о его поступках и ха¬рактере. И тут особенную ценность приобретают слова его друзей и близких, воспоминания людей, выросших с ним вместе, видевших его каждый день.
Там же, где речь идет о человеке, самое имя которого связано с целой эпохой в истории человечества, воспоминания род¬ных перестают быть только эпизодами се¬мейной хроники. Они становятся бесценным достоянием народа.
Не так уж и много рассказали о своем великом брате Мария Ильинична и Дмитрий Ильич Ульяновы, бывшие так же, как каждый член этой большой семьи револю¬ционеров, людьми скромными и деликатными, Очень не любившими красивые фразы и громкие, бессодержательные «словеса».
Однако в этих непритязательных эпизо¬дах перед нами живо и ярко встает главное — характер молодого Ленина, от души наслаждающегося непринужденным ве¬сельем домашней вечеринки, смеющегося над сентиментальным текстом душещипательного романса или строго спрашивающего младших, что же собственно они вынесли из прочитанной книги…
Мы узнаем о том, как музыкален был Владимир Ильич, сохранивший это свое увлеченно но всю жизнь и очень жалев¬ший, что ему по ряду причин пришлось оставить игру на рояле... Или о том, каким неутомимым ходоком «по глухим, нелюдимым местам с настоящей природой был он с юных лет, и как эта любовь к природе навсегда глубоко проникла в его душу.
Ленин, в первые годы Советской власти поставивший задачу помочь тысячам бездомных, беспризорных детей вырасти на¬стоящими, образованными, всесторонне развитыми людьми, всегда был большим другом детей. Однако в этой естественной привязанности не было и следа умиленного «сюсюканья». Зная о том, как оживлял¬ся Владимир Ильич в обществе малышей, с каким искренним удовольствием принимал он участие в детских забавах, теперь, слушая рассказы «Маняши» и Мити Ульяно¬вых, мы узнаем и о том своеобразном методе воспитания, которым он пользовался в общении с младшими в семье. А для них Володя был действительно большим авторитетом, и они слушались его почти без возражений.
Воспоминания сестры и брата Владимира Ильича передают и такие его личные свойства, как умение сознательно и методично пользоваться книжными знаниями. «Чтение вообще» для него было напрасной тратой времени. И он старался привить младшим такое же умение «не только читать, а изучать, прорабатывать книги». Сам он научился работать с книгой в гимназичесиие и студенческие годы, и это помогло ему получить высшее юридическое образование экстерном, не посещая повседневных университетских занятии.
О жизни семьи Ульяновых в деревне Алакаевке, когда будущему создателю большевистской партии и нового типа государства было восемнадцать-девятнадцать лет, рассказывает Мария Ильинична. А в воспоминаниях Дмитрия Ильича, самого младшего в этой семье, перед нами про¬ходит как бы отдельный рассказ — «Случай с купцом Арефьевым».
Человек, обладавший чувством юмора, умевший заразительно смеяться, с увлечением вникавший в детские секреты, охотно садившийся в санки, когда детвора затевала катанье, Владимир Ильич уже в юности умел быть и несгибаемо принципиальным, когда дело касалось несправедливости и дикого произвола. Как раз о таком «случае» с молодым, только что окончившим Петербургский университет помощником присяжного поверенного Владимиром Ульяновым и повествует интересная страница из воспоминаний Дмитрия Ильича.

Рассказы из жизни В. И. Ленина, принад¬лежащие его младшим сестре и брату, вы услышите в исполнении замечательных ма¬стеров советского театра и кино, народных артистов СССР Веры Петровны Марецкой и Анатолия Петровича Кторова.
Ф. Маринина