Былины русского севера - Сказители Рябинины

 
Эта запись сохранилась. А в 1985 вышла уникальная пластинка «Былины Русского Севера. Сказители Рябинины», в которой представлены записи трех поколений династии сказителей Рябининых: И. Т. Рябинина (1833—1910), И. Г. Рябинина-Андреева (1873—1926) и П. И...

Заповедным краем русского былинного эпоса назвали Обонежье, входящее ныне в состав Карельской АССР. Открытие этой самобытной и исключительно яркой культуры былинного сказительства в середине прошлого века П. Н. Рыбниковым и А.Ф Гильфердингом затмило славу удивительного собрания Кирши Данилова, всколыхнувшего ученый мир в начале XIX века свидетельством былой славы эпического творчества русского народа.

Династия олонецких сказителей Рябининых—Рябининых-Андреевых — одна из немногих, которая попала в поле зрения русских ученых с середины прошлого века и пристально наблюдалась на протяжении четырех поколений. Перед наукой воочию открылся семейно-артельный характер передачи высокого мастерства напевного сказывания.

Облик первого представителя династии, Трофима Григорьевича Рябинина (1791 —1885), крестьянина старообрядца строгих правил, типичен для северорусского сказителя, непременного и уважаемого члена промысловых рыболовецких артелей. Рано осиротевший, Трофим зарабатывал поденно, будучи в работниках у своего дяди, Игнатия Андреева, «первого сказителя во всем Онежском крае», слушал знаменитых мастеров Кижской и Сенногубской волостей конца XVIII — начала XIX века Илью Елустафьева, Василия Сарафанова, Ивана Завьялова, Ивана Кокойкина, которых почитал своими учителями. К 1860-м годам Трофим Григорьевич уже в летах, в достатке и славе. Владея 26 сюжетами былин из 30, зафиксированных в Обонежье, он был «самым выдающимся сказителем 60—80-х годов XIX века, классиком былинного сказительства».

Сказитель не дожил до изобретения фонографа (1887 г.), поэтому звучание его голоса можно представить только по описаниям и сравнивая эти описания с фонограммами 1894—1940-х годов, сделанными от его сына, внука и правнука, которые ревностно сохраняли исполнительский стиль рябинииской школы.

Творчество и огромный репертуар Ивана Трофимовича Рябинина (1833—1910-е гг.) не были изучены так подробно и глубоко, как творчество его отца. От И.Т. Рябинина зафиксировано лишь 15 сюжетов былин. Сказитель, благодаря многократным и изнурительным вызовам и гастролям, был широко прославлен во многих городах России, начиная с 1892 года, и за рубежом (Болгария, Сербия, Австро-Венгриа, Чехия), «устал от славы» и, вернувшись в родную деревню Гарницы, замкнулся в семье и крестьянских заботах.

Существуют сведения о том, что первые записи сказителя были выполнены в 1892 году в Петербурге Компанией фонографов Эдиссона для Чикагской Всемирной выставки. Их местонахождение неизвестно. Единственные дошедшие до настоящего времени записи И. Т. Рябинина относятся к 1894 году. Во время выступлений в Москве Иван Трофимович был приглашен в салон Ю.И. Блока, коммерсанта и просвещенного человека, члена Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, где напел на фонограф отрывки трех былин, исторической баллады и духовного стиха. На грампластинке представлены все имеющиеся звукозаписи былин в исполнении И.Т. Рябинина:

«Добрыия и Змей» (ФВ 5968),
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (ФВ 5966),
«Вольга и Микула» (ФВ 5965).
«Михаил Скопин, князь Шуйский» (ФВ 5967).

Краткость этих фрагментов обусловлена техникой записи того времени на восковые валики, позволявшей фиксировать лишь несколько минут звучания.

Пасынок Ивана Трофимовича и преемник его сказительского мастерства Иван Герасимович Рябинин-Андреев (1873—1976) в трудные годы вынужден был искать заработка вблизи Петрограда, в течение 10 лет был рабочим Ижорского завода, участвовал в первой мировой войне и вернулся в Гарницы к крестьянскому и рыболовному промыслу. Лишь в 1921 году он был вызван в Петроград для выступления и записи былин. Все 16 текстов его былин записал известный театровед В. Н. Всеволодский-Геригросс, на квартире которого сказитель жил около месяца. Тогда же ученым лингвистом С.И. Берштейном была произведена запись на фонограф 14 фрагментов былин, из которых отобраны наиболее сохранившиеся.

http://apvesti.ru/?p=4390