Анненский И. - Созвучия утренних миров - (стихи), (исп.: Игорь Озеров), (Зап.: 1987г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия" - Созвучия утренних миров. Стихи русских поэтов начала XX века - Иннокентий Анненский.

- (1) - Я люблю, из «Трилистника замирания»;
- (2) - Двойник;
- (3) - Май;
- (4) - Трилистник огненный - Аметисты, Сизый закат, Январская сказка;
- (5) - Снег, из «Трилистника ледяного»;
- (6) - Трилистник бумажный - Спутнице, Неживая, Офорт;
- (7) - Тоска медленных капель;
- (8) - Первый фортепианный сонет;
- (9) - Миражи;
- (10) - Гармония;
- (11) - Солнечный сонет;
- (12) - Сентябрь;
- (13) - Ноябрь;
- (14) - Майская гроза.
__________________________

Игорь Вячеславович Озеров (17.03.1933г., г. Ленинград - 09.11.1987г., г. Ленинград) - советский актёр театра и кино. И.Озеров, ещё учась в ленинградской средней школе №210, посещал драмкружок, который вела актриса БДТ Мария Призван-Соколова. После окончания средней школы поступил в Школу-студию МХАТ, где отучился год и вернулся в Ленинград. Окончил Ленинградский театральный институт им. А.Н.Островского. Был актёром Большого драматического театра, после ухода И.Смоктуновского некоторое время играл в легендарном товстоноговском спектакле «Идиот», роль - князь Мышкин. В результате конфликта с Г. Товстоноговым И.Озеров перешёл в Ленконцерт, где выступал как чтец. Читал французскую лирику, поэзию итальянского Возрождения, стихи Пушкина и Блока, советскую поэзию. Снимался в кино. Был художественным руководителем в Парке ЦПКиО им. Кирова. В 1960-1970-х гг. преподавал в Ленинградском театральном институте на курсе актёров музыкального театра им. Профессора М.Г. Дотлбова. Озерову принадлежит оригинальный монтаж «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. В феврале 1987г. одержал победу на Всесоюзном Пушкинском конкурсе на лучшее исполнение произведений А.С. Пушкина, проходивший в Ленинградской филармонии. Увлекался живописью. Нелепая случайность стала причиной смерти Озерова - 09.11.1987г., торопясь на вечер поэзии Блока, Игорь Вячеславович неудачно упал на ступенях лестницы театра и, в результате, скончался. Одной из запоминающихся киноролей Озерова - роль Желткова в х/ф "Гранатовый браслет" (1965).
__________________________

Иннокентий Фёдорович Анненский (20 августа [1 сентября] 1855г., г. Омск - 30 ноября [13 декабря] 1909г., г. Санкт-Петербург) - русский поэт, драматург и переводчик, критик. Исследователь литературы и языка, директор мужской Царскосельской гимназии.

Составитель - А. Плахов.
Режиссёр - А. Иовлев.
Редактор - В. Заветный.

Иллюстрации:
И.Озеров
И.Анненский

P. S.:

Жизнь Иннокентия Анненского бедна событиями. Она укладывается в короткий послужной список. Преподаватель латыни и греческого, директор Николаевской мужской гимназии, из которой вышли известные поэты Николай Гумилев, Вс. Рождественский, инспектор Петербургского учебного округа, за несколько часов до смерти узнавший об отставке по его собственному прошению. И - одинокая кончина в подъезде Царскосельского (Витебского) вокзала от паралича сердца. Корректный чиновник с высоким крахмаленным воротничком. Мягкий администратор. Добросовестный педагог, энтузиаст классического образования. По службе он карьеры не сделал. Начальство его не жаловало за потворство вольномыслию. Но у него была единственная, великая и тайная страсть - стихотворство. Оно долгое время оставалось тайной даже для близких. Первую тоненькую книжку его стихов, опубликованную в 1904 году под псевдонимом Ник. То («Никто»), заметили не многие любители поэзии. Правда, среди них А. Блок и В. Брюсов, Вторая - «Кипарисовый ларец» (1910) - вышла ужа посмертно. Известность пришла к Анненескому после издания этой книги. Но он уже покоился на Казанском кладбище в Царском Селе. Так закончился скромный путь Анненского-человека. Литературная же его судьба во всех отношениях необычна. Внутренняя жизнь Анненского богата и интенсивна. К творчеству он относился трепетно; «Но я люблю стихи - и чувства нет святей: так любит только мать, и лишь больных детей». По первой книге и немногим другим публикациям о нем судили как о «молодом поэте». «Молодому поэту» шёл 54-й год. Он был на 5-ть лет старше Чехова. Писать стихи начал раньше, чем первые русские символисты - В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, - главная его книга «Кипарисовый ларец» была издана, когда символизм уходил в прошлое и на сцену вышли шумные футуристы во главе с Маяковским. Когда один из его учеников, Гумилев, закладывал основы поэтической школы - акмеизма. Анна Ахматова запоем читала гранки «Кипарисового ларца». Для нее он на всю жизнь остался Учителем. Юный В. Маяковский на даче у К. Чуковского наизусть, правда, с некоторой иронией, распевал стихи Анненского. Маяковскому они тоже были нужны. Исследователи нашли в его поэзии следы этого освоения. Есть они и у Б. Пастернака. Редкая статья или интервью Арсения Тарковского обходится без упоминания Анненского. Это один из близких ему поэтов. Не прошла мимо него и молодая поэзия поколения 1960-х гг.. Анненский обостренно чувствовал фантастику реального в жизни и в литературе. Его томил страшный мир обыденности, житейской суеты, мелочей. Они приобретали порой устрашающие формы. Символы его основаны на ощущениях и настроениях, пробуждаемых действительностью, которая окружает современного ему человека. Поэтому его лирика психологична в особом - философском смысле. Он чувствовал и грубую прозу жизни, и тоску человеческого сердца, столкнувшегося со страшным миром, и умел увенчать их обобщающим символом. Лиризм Анненского был беспощаден. Он позволял в минуту прощания с любимой женщиной заметить: «Господи, я и не знал, до чего она некрасива». Он был мастером точного эпитета, наблюдённой детали, графически четной линии, переходящих, однако, за грань простейшей изобразительности. Открытие Анненского были связаны прежде всего с тем, что он не изобретал новые образы, а прокладывал новые пути, по которым живая жизнь входила в поэзию. Сам символ - продольное обобщение - он сделал эмоционально и психологически достоверным. Зыбким чувствам сумел придать чуть ли не материальную предметность. В будничном слове разглядел фантасмагорию страшного мира. Он прислушивался к словарю интеллектуального обихода, который создавало время, и сумел найти в нем токи непосредственной жизни, сделать его заразительно эмоциональным и, следовательно, поэтическим. Наконец, он изощрил психологическую наблюдательность до того предела, где она граничит с аналитичностью художественной прозы. Скромный чиновник Министерства народного просвещения оставил ценнейшее литературное наследство. Подвиг Анненского, совершенный втайне, с великой скромностью и самоотверженностью, живёт в русской литературе. - Адольф Урбан -